А. УЧЕБНЫЯ ЗАВЕДЕНИЯ ДУХОВНАГО ВЕДОМСТВА.

1. Духовная Семинария.

     Въ Самаре семинария открыта 9-го сентября 1858 въ управление епархией преосвящен. Феофила.

     Первоначально семинария помещалась въ доме Ломбина, на Саратовской улице, принадлежащемъ ныне Училищу девицъ духовнаго знания, при чемъ, въ течение первыхъ трехъ летъ своего существования, она испытывала большия неудобства, особенно потому, что съ каждымъ годомъ число учащихся въ ней возрастало. Обстоятельство это побудило перевесть семинарию въ другой, более поместительный домъ, купца Лаптева, что противъ Вознесенскаго собора. Тамъ семинария помещалась до 1872 года.

     Ныне же семинария прекрасно помещается въ большемъ, каменномъ, для нея собственно, на счетъ суммъ Св. Синода, выстроенномъ доме, близь берега Волги, на месте, указанномъ высочайше утвержденнымъ планомъ на г. Самару. При доме этомъ освященная преосвященнымъ Герасимомъ, 1-го октября 1872 года, домовая церковь, о которой было говорено нами въ своемъ месте, и вновь заведенный садъ, имеющий 30 сажень ширины и 60 сажень длины, въ которомъ насажено более 6000 преимущественно дикорастущихъ деревъ, большею частию уже принявшихся.

     Въ первое время существования, семинария разделялась на три отделения, изъ которыхъ въ каждомъ воспитанникъ обязанъ былъ пробыть не менее двухъ летъ. Въ отделенияхъ этихъ преподавались следующие предметы. Въ низшемъ: словесность, всеобщая история, алгебра, геометрия, пасхалия, латинский и греческий языки, катихизисъ, учение о богослужебныхъ книгахъ, чтение историческихъ ветхозаветныхъ книгъ. Въ среднемъ отделении: логика, психология, русская гражданская история, естественная история, физика, латинский и греческий языки, библейская история, библейская герменевтика, патристика, чтение учительныхъ и пророческихъ книгъ ветхаго завета и сельское хозяйство. Въ высшемъ отделении: богословие догматическое, пастырское, нравственное, обличительное, гомилетика, история церкви вообще, история русской церкви, чтение о книгахъ новаго завета, учение о богослужении, каноническое право и народная медицина. Кроме того желающие могли учиться языкамъ немецкому, французскому, еврейскому и татарскому.

     Эта программа показываетъ, что во всехъ классахъ семинарии светския науки были перемешаны съ богословскими. Видимо, обучающихся въ семинарии хотели знакомить съ науками, необходимыми каждому образованному человеку. Мы не станемъ входить въ разсмотрение вопроса: возможно ли таковымъ смешениемъ достигнуть желаемыхъ результатовъ? Намъ кажется весьма естественнымъ, что въ каждомъ специальномъ училище, главнейшее внимание всегда будетъ обращаться на более основательное изучение предметовъ, относящихся до специальности училища, а остальные предметы всегда будутъ трактоваться какъ побочные и основательное ихъ изучение будетъ, само собой, отодвигаться на задний планъ. Между темъ вообще въ семинаристахъ замечается большая наклонность къ светской карьере, чемъ къ духовной, следовательно изучение светскихъ наукъ, для большинства изъ нихъ, не можетъ считаться деломъ второстепеннымъ. Но мы не можемъ умолчать, что наши симпатии лежатъ къ более резкому разделению преподавания предметовъ общаго гимназическаго курса, съ предметами чисто специальными— богословскихъ наукъ, съ темъ, чтобы все молодые люди духовнаго звания получали общее образование и затемъ посвящали себя изучению богословскихъ наукъ только те изъ нихъ, которые къ таковымъ предметамъ чувствуютъ въ себе призвание, а прочие въ полученныхъ ими сведенияхъ находили бы вполне достаточную подготовку для успешнаго прохождения другихъ путей. Такимъ способомъ было бы достижимо желаемое уничтожение замкнутости духовнаго сословия и слитие его съ другими сословиями, чему кладетъ начало новый уставъ семинарии. Самарская семинария преобразована на основании этого устава въ 1867 году, одна изъ первыхъ пяти въ России. Въ силу устава этого, въ семинарию сделался открыть доступъ для молодыхъ людей всехъ сословий, а для изучения предметовъ собственно богословскихъ стали приниматься въ высшие классы семинарии окончившие курсъ въ среднемъ учебномъ заведении, не моложе 18 летъ, а также люди зрелаго возраста, не моложе 28 летъ, имеющие значительную церковную начитанность. Первые изъ названныхъ лицъ принимаются въ семинарию по испытан и въ техъ богословскихъ предметахъ, которыхъ они не проходили въ светскихъ заведенияхъ, а последние— по личному усмотрению епархиальнаго архиерея (*).

     Въ преобразованной семинарии сделано шесть классовъ съ годичнымъ пребываниемъ въ каждомъ. Въ ней стали преподавать следующие предметы: св. писание; богословие догматическое и нравственное; русскую словесность и историю литературы; языки: греческий, латинский, французский и немецкий; математику; физику; историю: церковную (съ историей русской церкви), всеобщую съ русской; логику съ психологией; обзоръ философскихъ учений; литургику; гомилетику и педагогику съ дидактикой.

     Кроме того, вне класснаго времени, для желающихъ, въ семинарии преподаются языки: еврейский и татарский, а также пение.

     Въ первое время своего существования, семинария имела 162 воспитанника, переведенныхъ изъ Саратовской, Симбирской и Оренбургской семинарии, т. е. изъ главныхъ городовъ техъ епархий, къ которымъ принадлежало место жительства ихъ родителей. Это число воспитанниковъ не соответствовало штатному числу, такъ какъ следовало иметь 100 казенныхъ и 100 своекоштныхъ. Но, съ каждымъ годомъ число воспитанниковъ стало увеличиваться: въ 1864 году ихъ было 191, въ 1866 году— 201, въ 1867 г.— 227, къ 1876 году ихъ числится 252 человека.

     Быстрое возрастание числа учащихся въ семинарии побудило открыть параллельное отделение на средства духовенства, въ 1870 году, при первомъ классе; въ 1871— при второмъ; а въ 1872 и при


     (*) Въ настоящее время все воспитанники Самарской семинарии происходятъ изъ духовнаго звания.


третьемъ; но въ 1874 году параллельныя отделения названныхъ классовъ, за уменьшениемъ въ нихъ числа учениковъ, были закрыты.

     Казеннокоштные воспитанники, до 1867 года, за неимениемъ помещения при семинарии, жили на нанятыхъ для нихъ квартирахъ, въ разныхъ домахъ, а въ названномъ году для нихъ былъ нанятъ одинъ домъ (Тареева, на Дворянской улице). Ныне все казеннокоштные воспитанники живутъ въ доме семинарии. Воспитанниковъ приходящихъ при открытии семинарии было 99, а ныне 116; они живутъ на разныхъ квартирахъ.

     Съ открытия семинарии по 1867 годъ, т. е. до преобразования, семинария произвела четыре выпуска воспитанниковъ, а именно:

     Таблица 1

     После преобразования воспитанники выпускались ежегодно, а именно:

     Таблица 2

     Итого,въ восемнадцатилетнее свое существование, Самарская семинария выпустила кончившихъ курсъ 377 воспитанниковъ, изъ нихъ по первому разряду, со званиемъ студента, 164 человека. Изъ числа лучшихъ воспитанниковъ этихъ выпусковъ было послано епархиальнымъ начальствомъ для окончания курса въ духовныхъ академияхъ: до преобразования семинарии— въ 1860—62—64 и 66 годахъ по два человека въ каждый годъ, итого 8 челов., а после преобразования семинарии, по собственному желанию поступили для продолжения образования, въ духовныя академии:

     Таблица 3

     Итого двадцать восемь, а всего изъ Самарской семинарии поступило въ духовныя академии 36 чел.

     Кроме поступившихъ въ духовныя академии, многие изъ кончившихъ курсъ въ Самарской семинарии поступили въ университеты и другия высшия и специальныя заведения, но, къ сожалению, мы не имеемъ достоверныхъ сведений о числе этихъ молодыхъ людей.

     Семинария содержится на счетъ суммъ, состоящихъ въ распоряжении Св. Синода, предназначенныхъ на содержание духовно-учебныхъ заведений. До 1867 года въ семинарии, кроме ректора и инспектора, имелось семъ преподавателей; после преобразования число учащихъ въ семинарии удвоено и въ тоже время удвоено ихъ содержание (*).

     Первымъ ректоромъ Самарской семинарии былъ


     (*) Наставники стали получать, вместо прежнихъ трехъ сотъ руб. содержания., отъ 600 до 900 р., и на содержание воспитанниковъ начали отпускать, вместо прежнихъ 35 р., по 90 р. на каждаго. Естественно, что положение Семинарии, по ея преобразовании, улучшилось въ материальномъ отношении, а въ следствие этого и въ нравственномъ.


архимандритъ Геннадий, вступивший на эту должность изъ инспекторовъ Херсонской семинарии; ныне онъ состоитъ викарнымъ епископомъ Костромской епархии. За нимъ следовалъ архимандритъ Германъ, изъ ректоровъ Кавказской семинарии, ныне епископъ Ставропольский и Екатеринодарский. Его сменилъ архимандритъ Серапионъ, бывший инспекторъ Рижской семинарии, ныне викарный епископъ Черниговской епархий. Место его занялъ архимандритъ Владимиръ, бывший инспекторъ Казанской духовной академии, ныне епископъ Брестский, викарий Литовской епархий. Наконецъ управляетъ семинариею, съ 1-го августа 1875 года, Архимандритъ Тихонъ, изъ доцентовъ Казанской духовной академии.

     Первымъ инспекторомъ Самарской семинарии былъ назначенъ магистръ В. А. Александровский изъ профессоровъ Казанской семинарии, ныне, по болезни, находящийся въ отставке; вторымъ Инспекторомъ былъ кандидатъ иеромонахъ Венедиктъ, ныне живущий на покое въ одномъ изъ монастырей Тамбовской епархии; за нимъ следовалъ кандидатъ священникъ Д. Ф. Охотинъ, ныне состоящий при Самарской Казанской церкви; его сменилъ въ 1866 году ныне занимающий должность инспектора семинарии магистръ, протоиерей Димитрий Николаевичъ Орловъ, изъ профессоровъ Симбирской семинарии.

     При семинарии, въ качестве учебныхъ пособий, имеются библиотека, физический кабинетъ и гимнастика.

     Библиотики две: фундаментальная и ученическая.

     Собственно фундаментальная библиотека существуетъ съ самаго открытия семинарии. Прочное начало библиотеки положилъ Самарский преосвященный Евсевий, оставивъ ей, при своемъ отъезде въ Иркутскую епархию, въ 1856 году, 205 названий книгъ, въ 700 томахъ, и приславъ, кроме того, въ последствии изъ Иркутска автографъ всехъ своихъ проповедей. Кроме того значительные вкдады въ это книгохранилище сделали: Екзархъ Грузии, преосвященный Евсевий, бывший ректоръ этой семинарии архимандритъ Геннадий и настоятель Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандритъ Михей.

     Объ устройстве и составе семинарской библиотеки мы предоставляемъ себе подробно сообщигь въ особой статье этого очерка, которая будетъ посвящена специально описанию всехъ главнейшихъ Самарскихъ библиотекъ.

     Ученическая библиотека семинарии заведена на добровольныя пожертвования воспитанниковъ и заключаетъ въ себе ныне 417 сочинений въ 1000 книгахъ.

     Физический кабинетъ семинарии существуетъ съ самаго ея открытия, хотя въ начале заключалъ въ себе весьма незначителъное число приборовъ; но когда, въ 1860 году, С в. Синодъ прислалъ семинарии различныхъ приборовъ на 2000 р., а въ 1871 году, кабинетъ былъ вновь пополненъ физическими и математическими инструментами еще на 600 р., то въ настоящее время онъ сталъ представлять некоторую полноту приборовъ по части механики, оптики, акустики, гидростатики, динамики, Метеорологии и физики.

     Что же касается до гимнастики, то въ семинарии, со времени ея преобразования, устроены гимнастическия машины въ двухъ видахъ: для летняго времени— на дворе и для зимняго— въ особомъ большомъ зале семинарии. Гимнастикой воспитанники занимаются подъ руководствомъ преподавателя этого искусства.

     При Самарской семинарии открыта, съ 30-го октября 1866 года, воскресная школа (*).


(*) Самарския Епарх. Вед. 1867. № 1 стр. 10.


     Въ день открытия школы явилось учиться 18 мальчиковъ и въ первое за темъ воскресенье число учениковъ возрасло до 26-ти, а ныне семинарское начальство удостоверяетъ, что число учащихся ежевоскресно, въ среднемъ выводе, доходить до 84 человекъ.

     У Воскресной школы своя библиотека. Какъ на пополнение библиотеки, такъ и на учебныя принадлежности, она получаетъ субсидию по распоряжению Министра народнаго просвещения. Такъ, въ первый годъ существования, школа получила въ пособие 100 р., въ последующие года по 200 р. въ каждый и наконецъ въ истекшемъ году— 300 р.

     Ныне съ мальчиками занимаются семинаристы V и VI классовъ, обучающиеся педагогике и дидактике. Занятия въ школе происходятъ подъ руководствомъ и наблюдениемъ преподавателя названныхъ предметовъ, подъ высшимъ надзоромъ ректора семинарии. Учителя-семинаристы назначаются преимущественно изъ числа техъ 16-ти стипендиатовъ Самарскаго губернскаго земства (*), которыхъ оно содержитъ на свой счетъ въ семинарии, съ специальною целью приготовления изъ нихъ способныхъ къ делу народныхъ учителей (**).


     (*) Самар. Губерн. Земск. Собр. на каждаго стипендиата, обучающагося въ семинарии, даетъ въ годъ по сту руб.

     (**) По сведениямъ местнаго духовенства, одновременно съ открытиемъ Воскресной школы при семинарии, таковыя же были открыты при некоторыхъ приходскихъ церквахъ Самары, а именно:

     1) Открытая при Покровской церкви Воскресная школа имела въ 1875 году 22 урока, на которыхъ было мальчиковъ отъ 2 до 24. человекъ; въ школе преподаетъ Священникъ; онъ объясняетъ воскресныя и праздничныя евангелия, учитъ молитвамъ и разсказываетъ жития Святыхъ.

     2) Школа при Петропавловской церкви имела въ 1875 году 18 уроковъ, на которыхъ бывало отъ 7 40 19 мальчиковъ; учатъ въ школе священникъ и псаломщикъ катехизису, церковному пению и объясняють евангелие.

     3) Школа при Троицкой церкви въ первые годы по открытии имела до 25 мальч.; въ прошломъ году въ ней было 20 уроковъ, на которыхъ бывало отъ 8 до 14 мальчиковъ; въ школе той священннки и дьячекъ объясняють воскресныя евангелия, учатъ чтению, молитвамъ и церковному пению.

     4) Въ школе при Преображенской церкви, открытой въ 1867 году, въ начале бывало отъ 10 до 15 мальч. и отъ 10 до 12 девоч.; 5) въ школе приУспенской церкве бывало на уроке отъ 4 до 7 мальч. и 6) въ Воскресной школе при Воскресенской церкви бывало на уроке до 18 учен., въ томъ числе въ 1867 году было 9 взрос. Въ начале 1870 года три последния школы закрылись по недостатку желающихъ посещать ихъ.


     Учреждение воскресной школы при семинарии имело двоякую цель.

     Во первыхъ она предназначалась для обучения грамоте и для ознакомления съ закономъ Божиимъ не только приходящихъ въ нее по праздникамъ детей, но и взрослыхъ.

     Цели этой едва-ли вполне достигаетъ воскресная школа, въ особенности до отношению къ взрослымъ. Особенно большихъ успеховъ собственно учащихся детей отъ этой школы также ожидать нельзя, съ одной стороны потому, что дети приходятъ учиться не постоянно одни и теже, при томъ ходятъ они не известный периодъ времени, въ который ихъ можно было бы чему нибудь научить,— съ другой стороны потому, что въ каникулярное для семинарии, довольно прододжительное время, занятия съ учениками сами собою прекращаются, при чемъ остается вообще учебнаго времени только восемь месяцевъ или 32 дня преподавания, т. е. воскресныхъ. Чтоже касается до взрослыхъ, то предметы преподавания въ семинарской воскресной школе не могутъ быть для нихъ настолько интересны, чтобы могли привлекать ихъ въ школу.

     Второю, главнейшею, быть можетъ, целью этой школы было дать практику въ педагогике кончающимъ курсъ семинаристамъ, будущимъ учителямъ народа. Эту мысль прямо высказалъ шестидесяти выпускнымъ семинаристамъ, пришедшимъ преподавать въ школе въ день ея открытия, архимандритъ Серапионъ: "Въ этой школе, сказалъ онъ, вы можете приобресть навыкъ нисходить въ руководстве детей до того, что они будутъ понимать васъ” (*). И действительно воскресная школа при семинарии должна приноситъ большую пользу выпускнымъ семинаристамъ. Она должна, такъ сказать доканчивать ихъ специальное образование. Въ школе этой они могутъ усвоить себе необходимые приемы преподавания; могутъ привыкнуть обращаться съ детьми такъ, чтобы уметь заставлять детей любить себя, а съ темъ вместе любить и самое ученье. Затемъ главное, въ школьныхъ занятияхъ съ детьми, выпускные семинаристы испытываютъ свои силы на этомъ трудномъ поприще, свои способности къ его прохождению и испытание это, какъ знать, быть можетъ многихъ изъ нихъ приводить къ убеждению, что путь, имъ предстоящий— не ихъ путь, и въ следствие этого побуждаетъ ихъ избирать для прохождения жизни другие пути более соответствующие и ихъ способностямъ, и ихъ характеру.


     (*) Епарх. Вед. Idem.


2. Самарское духовное училище.

     Духовное училище образовано въ Самаре въ 1852 году. Оно имело тогда три класса. Выпуски изъ училища производились каждые 2 года. Въ немъ преподавались следующие предметы: 1) Законъ Божий (катихизисъ-краткий въ нисшемъ отделений, пространный въ двухъ остальныхъ; изъяснение воскресныхъ и праздничныхъ евангелий и апостоловъ въ двухъ последнихъ отделенияхъ, также какъ и священная история и церковный уставъ въ среднемъ отделений); 2) Русский языкъ съ церковно-славянскимъ; 3) Латинский языкъ; 4) Греческий языкъ; 5) арифметика; 6) география; 7) Русская гражданская история; 6) чтение; 9) чистописание и 10) церковное пение.

     Въ первый годъ существования училища въ немъ обучалось 177 человекъ исключительно духовнаго звания. Ныне въ училище обучается 162 воспитанника, въ томъ числе: 154 - изъ духовнаго знания, 2-е детей чиновниковъ, 3-е мещанъ, 1 солдатский сынъ и 2-е крестьянъ.

     Въ 1867 году, училище, одно изъ первыхъ въ России, было преобразовано на основании высочайше утвержденнаго устава 14-го мая того года.

     На основании этаго устава въ духовномъ училище стали преподавать: 1) пространный катихизисъ; 2) изъяснение богослужения съ церковнымъ уставомъ; 3) священную историю; 4) Русский языкъ, съ церковно-славянскимъ; 5) Греческий языкъ; 6) Латинкий языкъ; 7) арифметику; 8) географию; 9) чистописание и 10) церковное пение.

     Выпуски воспитанниковъ стали производиться ежегодно.

     Всехъ классовъ въ училище ныне шесть, а именно: 4 нормальныхъ, 1 параллельный (*) и 1 приготовительный.


     (*) Параллельные классы формируются по мере действительной въ нихъ надобности. Такъ, въ 1869/70 учебномъ году, были параллельные классы при I, II, III и IV нормальныхъ; въ 1870/71 при II,III и IV классахъ; въ 1871/72 годахъ при III и IV классахъ; въ 1874/75 году при I классе и въ 1875/76 учебномъ году при одномъ II классе.


     Училище всегда помещалось въ наемномъ доме.

     Въ самомъ училище, въ первый годъ, жило 17 воспитаниковъ, а ныне живетъ 60,

     Всехъ выпусковъ училище сдедало: сеимь до преобразования своего и восемь после преобразования, итого 15, при чемъ оно выпустило:

     Таблица 4

все съ званиемъ учениковъ

     До преобразования училища штатъ начальствующихъ и учащихъ состоялъ изъ 5 лицъ, въ томъ числе ректоръ или смотритель и инспекторъ. Ныне, после преобразования, училище подчинено учрежденному при немъ училищному правлению, которое, подъ председательствомъ смотрителя, состоитъ: изъ его помощника, члена правления — изъ числа священно служителей училищнаго округа и одного изъ учителей;— преподавателей въ училище девять.

     Материальныя средства училища, до преобразования его, вообще были крайне скудны. Такъ въ годъ открытия училища въ Самаре, на первоначальное обзаведение было отпущено училищу 1297 р. 87 к.; на содержание казенно-коштнаго ученика въ годъ отпускалось 22 р. 84 к. и на содержание начальниковъ и учителей въ годъ— 850 р. 85 к.

     Со втораго года существования училища, стали отпускать на содержание училищнаго дома, съ прислугою 256 р.; на каждаго казенно коштнаго воспитанника 28 р.; на содержание начальствующихъ лицъ и учителей 975 р.

     Съ преобразованиемъ училища въ 1867 году, оно отдано на попечение епархиальнаго духовенства, съ воспособлениемъ ему отъ Государственнаго казначейства. Съ техъ поръ изъ местной епархии на его содержание отпускается ежегодно до 12000 р., въ томъ числе на каждаго епархиально-коштнаго ученика 73 р. въ годъ (уже не 22 р. 84 к.!) и изъ Государственнаго казначейства на содержание лицъ управления и учащихъ— 4020 р. (не 850 р.!).

     При училище находится домовая церковь, о которой было говорено въ своемъ месте, а изъ учебныхъ пособий оно имеетъ только гимнастику и библиотеку, въ которой при ея основании числилось 100 сочинений, изъ 150 книгъ, а ныне она заключаетъ въ себе книгъ до 1000 наименований въ 2500 томахъ.

3. Епархиальное женское училище.

     Не можетъ быть спора противъ необходимости образования для девицъ духовнаго звания. Между темъ духовенство Самарской, какъ и всехъ другихъ епархий, почти до последняго времени имело возможность давать своимъ дочерямъ только самое примитивное образование. Причинами: малочисленность женскихъ учебныхъ заведений вообще; скудныя средства особенно сельскаго духовенства; низкий уровень образования, на которомъ стоятъ особенно такъ называемые церковно-служители, темъ более ихъ жены (*); постоянныя служебныя и хозяйственныя


(*) Въ некоторое доказательство этаго жалкаго уровня образования семействъ нисшаго духовенства и священнослужителей, мы укажемъ на следующее обстоятельство. Въ истекшемъ году въ епархиальное женское училище явилось для испытания 45 девочекъ. Изъ нихъ не могли быть приняты въ училище 12, потому что оне оказались неумеющими читать по русски сколько нибудъ сносно "Таковыя, неумевшия читать, были, говоритъ инспекторъ училища, не только сироты, имеющия матерей дьячихъ и пономарицъ, но также и дочери отцевъ дьяконовъ и священниковъ". Самарс. епарх. ведомости 1875 № 19 стр. 419. Протоиерей Халколивановъ. А между темъ, прибавимъ отъ себя, въ училище принимаютъ девочекъ не моложе 9 летъ.


занятия, которыя, поглощая все время сельскаго доховенства, отнимаютъ у него почти всякую возможность заняться учениемъ своихъ дочерей. Въ результате— что девушки духовнаго звания, особенно дочери дьяконовъ и причетниковъ, или безграмотны,— или знаютъ только молитвы, читать и кое какъ писать.

     Въ виду этого факта, который неминуемо долженъ былъ иметь самое печальное влияние на воспитание будущихъ поколений и на его умственное и нравственное, развитие вообще, представлялось необходимымъ принять меры, чтобы дать должное образование будущимъ матерямъ изъ среды духовенства.

     Поэтому въ августе 1860 года, преосвященный Феофилъ (ныне покойный) предложилъ Самарской консистории образовать комитетъ для изыскания средствъ къ открытию въ Самаре училища для девицъ духовнаго звания, въ которомъ бы обучались дочери духовенства: имеющаго какия либо средства— за не дорогую плату, а сироты—безденежно.

     Образованный вследствие этаго распоряжения комитетъ, въ которомъ главнымъ деятелемъ явился соборный протоиерей Халколивановъ, началъ, въ 1861 году, со сбора приношений для устройства училища, при чемъ усилия комитета были такъ успешны, что къ февралю 1864 года въ распоряжении комитета находилось пожертвованныхъ на училище до 8701 рубля. Это дало возможность, 24-го февраля того же года, открыть въ Самаре училище, въ нанятой квартире, въ которое приняли 4 своекоштныхъ и 13, такъ сказать, казенно-коштныхъ воспитанницъ. Средства этого училища, первоначально заключавшияся въ означенной сумме, вскоре возрасли вследствие распоряжения епархиальнаго начальства— отчислять въ пользу училища по 2 1/2 коп. съ приходнаго рубля кошельковой суммы епархий, а также вследствие устройства несколькихъ лоттерей въ пользу училища, отъ взносовъ за учение своекоштныхъ воспитанницъ и наконецъ отъ продолжения приема добровольныхъ приношений на училище. Когда за темъ капиталъ училища возвысился такимъ образомъ до 11078 рублей, признано было возможнымъ испросить разрешение Св. Синода на прочное устройство училища. Указъ Св. Синода последовалъ 24-го февраля 1866 года и первоначальное училище для девицъ духовнаго звания преобразовано въ Самарское женское епархиальное училище, трех-классное, съ двухгодичнымъ курсомъ въ каждомъ— по уставу епархиальныхъ женскихъ училищъ, высочайше утвержденному 20-го сентября 1868. На основании этаго устава, названное училище есть среднее учебное заведение и воспитанницы его, съ успехомъ окончившия полный курсъ учения, получаютъ право на звание домашнихъ учительницъ, не подвергаясь уже особому для этого испытанию.

     Первоначально въ училище предодавали: Законъ Божий, Русский языкъ, историю, географию, учили церковному пению и рукоделию; но въ 1875 году его нашли необходимымъ преобразовать въ шести-классное, съ годичнымъ пребываниемъ въ каждомъ классе, при чемъ изменили и программу преподавания. Ныне въ училище этомъ преподаютъ: Законъ Божий, Русский языкъ и Русскую словесность при практическомъ ознакомлении съ Славянскимъ языкомъ; арифметику и общия основания геометрии; географию всеобщую и русскую; тоже историю гражданскую; часть физики; педагогику; учатъ чистописанию и пению. Кроме того, для желающихъ, преподаютъ, за особую плату, новейшие языки, музыку и рисование— въ неклассное время.

     Въ училище принимаютъ ныне девицъ, не исключительно принадлежащихъ духовному сословию, но всехъ безразлично, и не въ первый только классъ а во все шесть.

     Первоначально за содержание своекоштной воспитанницы платилось 50 р. въ годъ, ныне за пенсионерку изъ местнаго духовенства взносится въ годъ 75 р., а за девицу другаго сосдовия— 100 р. Вольноприходящия для слушания лекций ничего не платятъ.

     Училище въ день открытия своего имело 13 воспитанницъ, въ томъ числе восемь казенно-коштныхъ (сиротъ). Въ настоящее времъ въ училище 161 воспитанница; изъ нихъ 43 на епархиальномъ содержании, 13 стипендиатокъ различныхъ благотворителей, 92 своекоштныя и 13 приходящихъ. Изъ числа этихъ воспитанницъ 110 дочерей священниковъ, 22—дьяконовъ, 20 дочерей причетниковъ и 9 принадлежатъ къ разнымъ, не духовнымъ сословиямъ.

     Со времени открытия училища оно сделало три выпуска воспитанницъ, а именно:

     Таблица 5

     Все оне происходили изъ духовнаго звания и все получили право на звание домашнихъ учительницъ, согласно уставу училища.

     Ныне училище содержится на средства изъ техъ источниковъ, что и первоначально содержалось, съ тою только разницею, что въ его пользу изъ кошельковаго сбора епархия отчисляетъ по 5% съ доходнаго рубля. Такимъ образомъ училище образовало своего не прикосновеннаго капитала 3500 р., проценты съ котораго идутъ на содержание его.

     Въ годъ своего открытия училище имело доходу 3500 р. и расходу 1906 р., ныне оно получаетъ доходу 14825 р. и расходуетъ 14163 р.

     Первоначально училище помещалось въ нанятой квартире, но въ 1869 году оно приобрело свой каменный домъ на Саратовской улице, который въ настоящемъгоду распространенъ возведениемъ каменнаго пристроя въ четыре этажа, надстройкою четвертаго этажа на старомъ зданий училища и прикупкою къ дому соседняго места, для устройства двора со службами. Въ этомъ доме, съ удобствомъ, можетъ поместиться до 250 воспитанницъ.

     Въ доме училища устроена церковь, о которой было говорено въ своемъ месте.

     Все эти приобретения и сооружения сделаны на пожертвования духовенства епархий.

     При училище небольшая библиотека, изъ 180 сочинений, (въ томъ числе и брошюры), но библиотека эта увеличивается; такъ какъ въ 1875 году духовенство епархий ассигновало 613 руб. на покупку книгъ и приобретение некоторыхъ Физическихъ инструментовъ.

     Со времени своего открытия до 1869 года, училище управлялось Комитетомъ, который, подъ председательствомъ протоиерея И. Халколиванова, составляли члены: протоиерей Федоръ Ястребцовъ и Александръ Цареградский и начальница училища (до 30 марта 1867 г.) девица, дворянка, Наталья Данилова. После новаго преобразования, Училище управляется советомъ въ которомъ председательствуетъ священникъДимитрий Смельский и состоятъ членами: отъ духовенства — священникъ И. Боголюбский, инспекторъ классовъ, протоиерей, магистръ И. Халколивановъ и начальница училища Любовь Миловская.

     Преподавателями въ училище — священники и наставники Семинарии.

В. УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРОПОВЕДИ СЛОВА БОЖИЯ.

1. Самарский комитетъ православнаго миссионерскаго общества и публичныя собеседования съ сектантами.

     Изъ всеподданнейшаго отчета за 1874 годъ усматривается, что въ Самарской губернии находится раскольниковъ различныхъ сектъ: мужчинъ 31470 и женщинъ 33187, итого обоего пола 64657 (*), (въ томъ числе собственно въ Самаре 2846 об. пола).

     Изъ этого числа:

     Таблица 6

     Таковая цифра показывается по оффициальнымъ отчетамъ, но мы имеемъ основания полагать, что она далеко ниже действительности.

     Кроме того Магометанъ считается въ губернии 180972 об. пола и язычниковъ 4517 об. пола (въ действительности последнихъ также больше).

     Изъ этихъ цифръ видно, что здесь въ Самарской


     (*) Наибольшее число раскольниковъ въ Николаевскомъ уезде, а именно: въ городе Николаевске 2741 об. пола и въ уезде 25137 об. пола.


губернии, по выражению преосвященнаго Герасима (*): "Жатва многа для проповеди евангельской" , а между темъ, по малому числу церквей и священнослужителей, сравнительно съ пространствомъ губернии и численностью ея населения, "делателей очень мало" (**). Обстоятельство это побудило Преосвященнаго, съ разрешения высшей духовной власти, образовать въ губернии до пяти миссионерскихъ становъ; открыть до 400 приходскихъ школъ, изъ которыхъ въ несколькихъ учились и дети магометанъ и молоканъ; ввести при многихъ церквахъ воскресныя собеседования, для назидания въ вере и нравственности православныхъ, а частию для объяснения заблуждений совращающихся изъ православия. Изъ этихъ меръ наибольшее приложение имели къ г. Самаре, предмету нашего изследования, публичныя собеседования съ сектантами.

     Эти собеседования открыты 14 Февраля 1871 г., въ Семинарии, помещавшейся тогда въ частномъ доме, напротивъ кафедральнаго собора. Но помещение, отведенное для устройства собеседования, было такъ тесно и на первый разъ было такъ переполнено слушателями, что самое собеседование не могло представлять надлежащей торжественности, порядка и стройности, а потому и немогло иметь успеха.

     Въ марте того же года собеседования перенесены въ Троицкую церковь. Тутъ они получили более приличествующий имъ характеръ, но все таки и здесь они не могли иметь надлежащей обстановки. Для собеседниковъ и слушателей здесь не устроено сйдений. Все толпятся, какъ обыкновенно въ церкви, поэтому многие говорятъ въ одно время, часто перебиваютъ другъ друга, часто не отвечаютъ на вопросы, не слушаютъ говорящаго и


     (*) Самарс. Епарх. ведомости 1871 № 6 стр. 123.

     (**) Idem.


стараются говорить сами; однимъ словомъ, собеседование не имеетъ никакой стройности и торжественности, потому не можетъ производитъ желаемаго впечатления, а следовательно вполне достигать цели. Мы полагаемъ, что эти собеседования надлежало бы производитъ не въ церкви, где въ увлечении спора какой нибудь фанатикъ можетъ, пожалуй, дойти и до кощунства, а въ одной изъ залъ семинарии, настоящее помещение которой представляетъ для того все удобства. Тутъ собеседующие и слушатели могли бы сидеть. Желающие вести прение могли бы входить на особую кафедру или выходить на свободное место передъ слушателей. При этомъ могъ бы наблюдаться строгий порядокъ въ самыхъ пренияхъ; слово каждаго было бы выслушиваемо; возможно было бы предъявление различныхъ печатныхъ доказательствъ; устранена была бы всякая неурядица. Такимъ только способомъ подобныя собеседования могли бы формировать въ слушателяхъ известныя убеждения, могли бы делаться поучительными и достигать цели.

     Назначение себеседований состоитъ въ томъ, чтобы раскрывать и положительно разъяснять вероучение апостольской, вселенской церкви, со всеми ея спасительными учреждениями и судами, и изобличать лжеучение различныхъ сектъ.

     Обыкновенно собеседование ведется священникомъ, изъ числа нарочито къ этому делу приставленныхъ, специально знакомыхъ съ литературой, историей и толкованиями той или другой секты. Собеседование производится въ присутствии и подъ руководствомъ основательно знающаго расколъ инспектора семинарии, магистра, протоиерея Орлова.

     Ведущие собеседование священники пользуются необходимыми, книгами изъ библиотеки миссионерскаго комитета; но Публичныя собеседования, съ 7-го сентября 1874 года, имеютъ свою особую библиотёку, собственно для чтения. Эта библиотека сформирована изъ книгъ, пожертвованныхъ преосвященнымъ Герасимомъ и другими лицами, и состоитъ изъ 200 сочинений, излагающихъ и разъясняющихъ положительное учение истинно-древней и истинно-православной церкви, а равно содержащихъ въ себе изложение учения разныхъ сектъ, историю и полемику раскола.

     Изъ этой библиотеки, которою заведуетъ одинъ изъ постоянныхъ собеседниковъ, сочинения выдаются для чтения на домъ, не только православнымъ, но и всемъ раскольникамъ, желающимъ ознакомиться съ ихъ содержаниемъ.

     Но исчисленныхъ мероприятий для обезпечения торжества православия, какъ заметилъ преосвященный Герасимъ (*), въ обширной Самарской епархии, оказалось недостаточно, по значительному числу магометанъ, язычниковъ и раскольниковъ въ губернии. "Море, говоритъ архипастырь въ своей речи при открытии комитета миссионерскаго общества, какъ видите, великое предъ нами и простраиное, а духовно-рыбарская мрежа сослужителей нашихъ могла охватить только незначительное пространство и уловить, при помощи Божией, только около 1000 душъ для св. церкви въ течении пяти летъ......— Мы нуждаемся, поэтому, продолжаетъ архипастырь, въ свободныхъ отъ заботъ по приходамъ миссионерахъ, еще более въ средствахъ, необходимыхъ для ихъ содержания, для заведения при ихъ станахъ училищъ, библиотекъ, больницъ".

     На этомъ основании, въ Самаре, 28-го февраля 1871 года, открыть комитетъ православнаго миссионерскаго общества.

     Цель комитета: а) ближайшая забота объ удовлетворении материадьныхъ нуждъ миссионеровъ и миссиоиерскихъ заведений; б) содействоватъ миссионерамъ въ деле обращения иноверцевъ и утверждения


     (*) Idem.


ихъ въ правосдавной вере; в) изыскивать дозволенные закономъ способы, равно устранять препятствия къ достижению благосостояния миссий.

     Комитетъ торжественно открыть председателемъ его преосвященнымъ Герасимомъ, въ зале Дворянскаго собрания, при чемъ избраны въ товарищи председателя: дейст. ст. сов. Л. Б. Тургеневъ, въ члены: ректоръ семинарии архимандритъ, Владимиръ, соборный протоиерей И. Е. Халколивановъ, вице-губернаторъ В. Д. Левшинъ, председатель уездной земской управы П. С. Крыловъ, купцы: М. И. Гладковъ и С. У. Субботинъ, последний, съ темъ вместе, избранъ въ казначеи комитета; делопроизводителемъ комитета назначенъ секретарь духовной консистории В. И. Калатузовъ (*). Действительныхъ членовъ комитета, обязанныхъ трехъ рублевымъ въ годъ взносомъ на нужды миссин, было 252, ныне ихъ состоитъ 214 человекъ.

     При самомъ .открытии комитета предложена была подписка для сформирования необходимаго капитала въ распоряжение комитета, при чемъ тутъ же было собрано 600 р. Изъ подобныхъ добровольныхъ приношений и членскихъ взносовъ ежегодно составляется сумма около 2000 р. Две трети этого дохода расходуются ежегодно на нужды миссий, въ пределахъ империи вообще (**) и въ Самарской губернии


     (*) Въ настоящее время, подъ председательствомъ преосв. Герасима, комитетъ составляютъ: товарищъ его Л. Б. Тургеневъ, члены: Самарский губернаторъ П. А. Бильбасовъ, Губернский предводитель дворянства Д. А. Мордвиновъ, соборный протоиерей И. Е. Халколивановъ, секретарь Консистории В. И. Калатузовъ, директоръ училищь А. И. Соколовъ, купцы: Ф. И. Никоновъ и М. И. Назаровъ, онъ же и казначей. Делопроизводителемъ комитета Смотритель духовнаго училища М. И. Ароновъ.

     (**) Делались расходы на Забайкальскую миссию.


въ особенности, а теперь, идетъ на сформирование основнаго капитала.

     Миссионерския потребности Самарской губернии состоять въ плате жалованья миссионерамъ и въ покупке книгъ, для образования необходимой при комитете библиотеки. Такимъ образомъ, въ 1872 году, за 570 р. приобретено 21 старопечатное сочинение, изъ числа техъ, на которыхъ обыкновенно мнимые старообрядцы основываютъ свои мнения и убеждения, а также несколько лучшихъ полемическихъ противъ раскола книгъ.

2. Епархиальныя Ведомости.

     Одно изъ главнейшихъ причинъ, вызвавшихъ издание Самарскихъ епархиальныхъ ведомостей, было намерение помещать въ нихъ статьи, по словамъ преосвященнаго Герасима: "для вразумления блуждающихъ вне двора св. церкви и поддержания колеблющихся, по легкомыслию, въ православной вере" (*); вообще же эти ведомости должны служить органомъ мыслей и делъ собственно местной церкви, какъ говоритъ одно изъ объявлений редакции ведомостей (**).

     Издание ведомостей начато съ 1-го генваря 1867 года. Они состоять изъ двухъ частей: оффициальной и неоффициальной. Ведомости выходятъ номерами 1 и 15 чиселъ каждаго месяца, при чемъ должно заключаться въ каждомъ № отъ 2 до 3-хъ печатныхъ листовъ, между темъ номера ведомостей очень часто выходятъ въ три листа, такъ что въ первый годъ своего существования они дали своимъ подписчикамъ двенадцатью листами более обещаннаго. Ведомости печатаются убористымъ, но хорошимъ и четкимъ шрифтомъ, на белой бумаге, въ 1/8 долю листа. Вообще Самарския епархиальныя ведомости


     (*) Самарс. Епарх. вед. 1871 № 6 стр. 123.

     (**) Idem. 1867 № 23 стр. 568.


издаются очень добросовестно, аккуратно и опрятно. Цена годовому изданию ведомостей неизменная, съ начала издания, съ пересылкою во все места империи: годовая— 4 р. и полугодовая— 2 р. 50 к.

     Выписка ведомостей обязательна для всехъ церквей епархии; печатается ихъ 800 экземпляровъ. Изъ нихъ около 660 разсылается церквамъ епархий и около 100 экземпляровъ отсылается частнымъ подписчикамъ и въ обменъ на получаемыя редакциею газеты и журналы.

     Въ оффициальной части ведомостей печатаются указы Святейшаго Синода; известия по общецерковному управлению; распоряжения местнаго епархиальнаго начальства и разныя епархиальныя известия. Неоффициальная часть заключаетъ въ себе: статьи духовнаго содержания, почти исключительно трудовъ местнаго духовенства. Въ числе этихъ статей есть много интересныхъ, относящихся къ современной истории Самарской церкви,— до устройства быта местнато духовенства, до учебнаго дела и до успеховъ проповеди слова Божия въ крае.

     При начале издания Епархиальныхъ ведомостей редакторами ихъ были: оффициальной части— секретарь консистории В. И. Калатузовъ, а неоффициальной— бывший ректоръ семинарии архимандритъ Серапионъ; въ настоящее время состоятъ редакторами: оффициальной части— тотъ же секретарь консистории: Калатузовъ, а неоффициальной— инспекторъ духовной семинарии протоиерей Д. Орловъ.

С. УЧРЕЖДЕНИЯ ВЪ ВИДАХЪ УЛУЧШЕНИЯ БЫТА ДУХОВЕНСТВА.

     Много было говорено въ обществе и много было писано въ нашей литературе о насущной необходимости улучшить бытъ нашего духовенства, не въ интересахъ собственно этого сословия, но въ интересахъ самаго народа. Мы не станемъ повторять этихъ задовъ. Мысль, что лежитъ въ основе этихъ письменныхъ и устныхъ толковъ, слишкомъ ясна каждому, чтобы еще разъ приступать къ ея развитию, темъ более, что само Правительство уже приняло некоторыя меры къ надлежащему решению этого жизненнаго вопроса. Мы посмотримъ только: что въ этомъ отношении сделано у насъ, въ Самарскомъ крае?

     Здесь, инициативой и собственными средствами местнаго духовенства, приняты радикальныя меры къ улучшению его материальнаго быта: образовано Попечительство о бедныхъ духовнаго звания и организована Эмеритальная касса духовенства.

     Ознакомимся съ каждымъ изъ этихъ учреждений.

а) Попечительство о бедныхъ духовнаго звания.

     Попечительство это открыто 12-го генваря 1852 года, при чемъ членами его присутствия были: соборный протоиерей Иоаннъ Цветковъ, (впоследствии умерший) и священники: Михаилъ Ястребовъ (тоже умеръ) и Николай Цареградский.

     Попечительство имеетъ своимъ назначениемъ, чрезъ выдачу пенсий или единовременныхъ пособий, удовлетворение крайнихъ нуждъ заштатныхъ, престарелыхъ и больныхъ священно и церковно-служителей, ихъ вдовъ и сиротъ; при чемъ размеръ пособия определяется степенью нужды и числомъ членовъ нуждающагося семейства.

     Источниками денежныхъ средствъ попечительства служатъ: а) кружки, открытыя при церквахъ епархий, для доброхотныхъ подаяний; б) сборъ добровольныхъ приношений посредствомъ разсылки пригласительныхъ къ пожертвованию листовъ отъ церквей, духовенства и различныхъ уполномоченныхъ на то лицъ и вообще доброхотныя пожертвования; в) проценты съ капитала попечительства; г) проценты съ дохода, получаемаго за отданныя въ аренду принадлежащия церквамъ лавки и е) денежные штрафы, налагаемые на духовныхъ лицъ за проступки.

     Въ годъ открытия попечительства, къ нему поступило 2471 р. 12 к.; изъ этой суммы тогда же израсходовано 1229 р.45 к. и за темъ къ 1853 году у попечительства остадось въ распоряжении 1243 р. 67 к. Но къ году вступления преосвященнаго Герасима въ управление епархией т. е. къ 1866 году, капиталъ попечительства возросъ до 27415 р. 17 к. Въ настоящее же время попечительство имеетъ въ банковыхъ бидетахъ 101780 руб. и наличными деньгами 2513 р. 86 к.

     Расходъ суммъ на содержание канцелярии попечительства и на канцелярския принадлежности, ежегодно доходить до 250 р. (*).

     На выдачу пенсий и единовременныхъ пособий ежегодно расходовалось maximum до 6000 р., но съ 1875 года расходъ этотъ доведенъ до 12000 р. и такимъ образомъ пособиемъ изъ попечительства пользуются ныне до 500 семействъ.

     Въ настоящее время присутствие попечительства составляютъ члены: протоиерей А. Ждановъ и И. Цареградский и священникъ Е. Тычининъ.

б) Эмеритальная касса духовенства Самарской епархии.

     Если столь значительное, какъ мы сейчасъ видели, увеличение капитала попечительства о бедныхъ духовнаго звания несомненно дало возможность


     (*) Члены попечительства содержания не получаютъ и самое попечительство помещается въ квартире консистории.


спасти отъ нищеты порядочное число семействъ, то оно все таки не могло вывести изъ безпомощнаго и безнадежнаго положения все заштатное, престарелое и сиротствующее духовенство Самарской епархии, которому не посчастливилось обезпечить свое материальное положение собственными средствами. Очевидно надо было искать такой, выработанной современною жизнью меры, для удовлетворения этой потребности, которая, будучи основана на рациональныхъ началахъ, служила бы постояннымъ и непрерывнымъ источникомъ пособий и средствъ для безбеднаго существования бедствующаго духовенства.

     Таковую меру усмотрели въ образовании эмеритальной кассы духовенства, и вотъ, въ 1867 году, въ Самарской епархии,—первой во всей России, осуществилось это учреждение (*).

     Мысль объ организовании эмеритальной кассы всецело принадлежитъ преосвященному Герасиму. Онъ 9 апреля 1866 года внесъ, для начала дела, 100 р. изъ своей собственности и образовалъ особый Комитетъ изъ протоиереевъ: И. Халколиванова, Ф. Ястребцова и I. Веселицкаго (уже умерший), священника Третьякова и секретаря Консистории В. И. Калатузова, поручивъ этому Комитету проэктировать уставъ эмеритальной кассы. Проэктъ былъ составленъ въ томъ же году и разосланъ духовенству Самарской епархии для предварительнаго обсуждения. Некоторые изъ числа духовныхъ лицъ епархии отнеслись съ неудовольствиемъ къ этому проэкту и возбудили противъ него полемику въ духовной литературе (**), но большинство духовенства оказалось сочувствующимъ проэкту и онъ, въ томъ же году, былъ утвержденъ окончательно.


     (*) Въ другихъ епархияхъ, и то въ немногихъ, только составляются еще проэкты образования эмеритальной кассы духовенства.

     (**) Православное обозрение. Октябрь 1866. Смесь.


     Эмеритальная касса имеетъ своимъ назначениемъ производить пенсии и пособия священно и церковнослужителямъ, участвующимъ въ составлении кассы, определенными денежными взносами, въ продолжении известнаго периода времени.

     Касса управляется особымъ комитетомъ. Въ настоящее время председателемъ его протоиерей Ястребцовъ, а членами священники Н. Лозановъ и Г. Разумовский.

     Основный капиталъ кассы составляется: а) изъ ежегодныхъ определенныхъ взносовъ отъ вкладчиковъ кассы и б) изъ могущихъ быть пожертвований отъ церквей, духовенства и частныхъ лицъ.

     Ежегодные взносы участниковъ кассы разделены на 5 разрядовъ: по 10, по 8, по 6, по 4 и по 2 р. сер. Количествомъ ежегодныхъ взносовъ вкладчика въ кассу и пространствомъ времени, въ течении котораго имъ делаются взносы, определяется размеръ причитающейся ему пенсии.

     Полная пенсия полагается по истечении 35 платежныхъ летъ.

     Такъ ежегодно: а) вносящий въ кассу по 10 р. имеетъ право, по истечении 35 летъ, на получение ежегодной пенсии въ 300 руб.

б)

тоже вносящий по

8 руб.

на получение пенсии въ

240 руб.

в)

6 —

180 —

г)

4 —

120 —

д)

2 —

60 —

     Различие количества или размера пенсии, полупенсии, четверти пенсии определяется особыми таблицами, приложенными къ уставу кассы.

     Участие во взносахъ въ кассу необязательно. Участвующихъ определенными, по разрядамъ, вкдадами въ кассу ныне состоитъ 501 лицъ изъ священно и церковно служителей епархий.

     Основной капиталъ кассы, въ настоящее время возросъ до 100000 рублей. факты, что эти меры не были безплодны.